Климов Владимир Яковлевич

Дважды Герой Соц.Труда
Климов Владимир Яковлевич – генеральный конструктор авиационных двигателей, академик Академии Наук СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы.Родился 11 (23) июля 1892 года в Москве, в семье рабочего-строителя. Учился в техническом училище, готовившее строителей в Москве. Окончил Московское высшее техническое училище в 1918 году. Ученик выдающегося деятеля отечественной авиации профессора Н.Е. Жуковского.Работал в Высшем Совете народного хозяйства РСФСР в отделе авиационных двигателей с 1918 по 1924 годы. В 1924, 1929–1930, 1934 годах был председателем комиссий по закупке лицензий на иностранные двигатели в Берлине и Париже. С 1920 по 1933 годы преподавал в МВТУ имени Баумана, в Академии Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского (затем Военно-воздушная инженерная академия), в Московском авиационном институте. Одновременно участвовал в разработке первых советских звездообразных авиационных двигателей воздушного охлаждения М-12, М-23 (1925-1927) и первого советского 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения М-13 (1925-1930), ставшего на тот момент самым мощным в мире (880 лошадиных сил).С 1931 по 1935 годы В.Я. Климов - начальник отдела бензиновых двигателей вновь созданного Центрального института авиационного моторостроения и одновременно заведующий кафедрой проектирования двигателей Московского авиационного института.С 1935 года - главный конструктор авиационного завода № 26 в Рыбинске Ярославской области. Климов успешно организовал производство 12-цилиндрового двигателя М-100, мощность которого была на 30% больше, чем у аналогичных зарубежных двигателей тех же размеров, а затем серийного двигателя М-103 для бомбардировщиков «СБ» конструкции А.Н. Туполева и А.А. Архангельского. В конце 30-х - начале 40-х годов под руководством В.Я. Климова были сконструированы новые мощные серийные двигатели М-105, ВК-105ПФ, ВК-107, ВК-108, оснащённых двухскоростным воздушным нагнетателем его же оригинальной конструкции. Эти двигатели устанавливались на пикирующих бомбардировщиках Пе-2 и многих истребителях конструкции А.С. Яковлева и С.А. Лавочкина, успешно воевавших в Великой Отечественной войне.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза, Климову Владимиру Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".С началом Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в столицу Башкирской АССР город Уфу, куда также прибыли Рыбинский авиамоторный завод № 26 (тоже бывший «Русский Рено») и ОКБ, руководимое В.Я. Климовым, Горьковский завод, и другие. На базе Уфимского авиастроительного завода было организовано производство моторов, которое начало полномасштабный выпуск продукции уже в декабре 1941 года. Климов руководил на Уфимском моторном заводе № 28 как освоением серийного производства ранее созданных двигателей, так и работами по их улучшению с учетом выявленных в ходе боевых действий проблем и потребностей, установке авиадвигателей на новые типы самолетов. В годы войны В.Я Климов внёс 73 тысячи рублей личных денежных средств на постройку боевых самолетов для фронта.С 1946 года – Главный конструктор ОКБ на авиационном заводе № 117 в Ленинграде (с 1947 года – самостоятельное ОКБ № 117). Одновременно в 1947-1956 годах – главный конструктор ОКБ-45 в Москве. Начался новый выдающийся этап в творчестве В.Я. Климова - создание реактивных авиадвигателей. Уже в 1947–1949 годах созданы первые двигатели с центробежными компрессорами для реактивных самолётов.В 1951 был создан ВК-1Ф — один из первых в мире турбореактивных двигателей, оснащённых форсажной камерой, который устанавливался на истребителях. На этих двигателях были разработаны и внедрены специальная закрытая система жидкостного охлаждения поршневых авиац. двигателей под давлением, воздушный нагнетатель с двухскоростным приводом, усовершенствованная система газораспределения, система питания топливовоздушной смесью мощных и высокооборотных авиадвигателей, предложен ряд оригинальных решений в конструкциях двигателей. Очень скоро реактивные двигатели Климова прошли боевое крещение: о работе его двигателей на истребителях МиГ-15 имеются только восторженные отзывы воевавших в Корее летчиков. В 1950 году на реактивном истребителе МиГ-17 с двигателем Климова ВК-1Ф впервые была достигнута сверхзвуковая скорость полета.С 1956 года – Генеральный конструктор авиационных двигателей в СССР. Климов был не только конструктором, но и ученым-исследователем, он внёс существенный вклад в развитие теории смазки, в решение проблем уравновешивания поршневых авиадвигателей и других вопросов двигателестроения. Автор научных трудов по исследованию внутреннего процесса и динамике авиационных двигателей, расчёту на прочность их отдельных элементов. За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Климов Владимир Яковлевич награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».Академик АН СССР (1953). Член-корреспондент АН СССР (1943).Депутат Верховного Совета СССР второго созыва (1946 – 1950).В 1960 году вышел на пенсию. Жил в городе-герое Москве. Скончался 9 сентября 1962 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949).Генерал-майор инженерно-авиационной службы (19.08.1944). Награждён пятью орденами Ленина (29.12.1936, 28.10.1940, 30.12.1943, ...), орденами Суворова 1-й (16.09.1945) и 2-й (19.08.1944) степеней, Отечественной войны 1-й степени (10.06.1945), Трудового Красного Знамени (5.03.1939), медалями.Бронзовый бюст В.Я.Климова установлен в Москве. В Санкт-Петербурге на здании конструкторского бюро, которое он возглавлял, установлена мемориальная доска. Его имя носит площадь в Санкт-Петербурге.